понедельник, 17 июля 2017 г.

Франсиско де Гойя (1746 – 1828 гг.)



 
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшой деревушке на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Образование братьев было поверхностным, потому Франсиско Гойя всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу, у которого учился около 3 лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры. Свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы - от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.


В 1763 году Гойя переехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу. Вскоре Гойя стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу, затем он женился на его сестре. В 1771 году он принял участие в конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств и получил вторую премию за историческое полотно, главным героем которого стал легендарный Ганнибал.  В 1774 году Гойя приступил к первой серии картонов для Королевской шпалерной мануфактуры. Работа над картонами была основной для Гойи до 1780 года. В 1780 году Гойю приняли в Королевскую академию. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле картина «Распятие Христа». Затем, в 1785 году, Гойя стал вице-директором живописного отделения академии. Король Карл IV пожаловал ему почётный титул придворного художника. Гойя присоединил к своей фамилии аристократическую приставку «де». Гойя пишет официальные и парадные портреты, портреты друзей и родственников, а также автопортреты. Чаще всего Гойя писал поясные портреты (или изображал только голову и плечи), однако есть у него и несколько портретов, написанных в полный рост. Гойя стал модным среди мадридской аристократии художником-портретистом, но продолжал работать и для церквей. Он пишет знаменитый алтарный образ «Святой Бернадин Сиенский, проповедующий перед Альфонсом V Арагонским»
Зимой 1792-93 годов Гойя перенёс загадочную болезнь (возможно, это был менингит или отравление ядом), глохнет. После этого в его творчестве стали преобладать странные и страшные образы, порождённые фантазией. Гойя проявляет острый интерес ко всему, что составляет тёмную сторону жизни. 
В 1795 году  Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии. Гойя занимается рисунком, гравюрами и офортом (гравюра на металле). Гойя был одним из самых искусных и оригинальных художников-граверов своего времени. Первая серия из 80 офортов с общим названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. Самой известной работой серии является «Сон разума рождает чудовищ». К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них - портрет герцогини Альбы. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнажённой». В период 1810-20 гг. Гойя создаёт серию из 82 гравюр «Бедствия войны». В 1820 Гойя начинает работать над серией офортов с кошмарными образами «Чёрные картины».
Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах перевезли  и захоронили на родине. 

Шедевры:
- групповой портрет королевской семьи «Семья короля Карла IV»;

- «Похороны сардинки»;

- «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»;

- «Восстание на Пуэрто-дель-Соль»;

- «Герцогиня Альба в мантилье»;

- «Соломенная кукла»;

- серия «Чёрные картины» («Сатурн, пожирающий собственных детей», «Пёс» и другие).

 


«Семья короля Карла IV» (1800 год):
"Портрет королевы Марии Луизы Пармской" (1800 год):
"Портрет сеньоры де Сеан Бермудес" (1792-1793 гг.):
"Каэтана Альба" (1789 год):
"Маха одетая" (до 1802-1805 гг.):
"Автопортрет":
"Портрет маркизы Санта-Крус" (1805 год):
"Портрет маркизы фон Виллафранка" (1804 год):
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий