понедельник, 1 декабря 2014 г.

Формальный сад



Формальные сады должны быть безупречны.
Это величественные дома, парки с партерами, террасы, балюстрады и газоны, однако формальные сады вполне уместны и в более скромных условиях. Их основой чаще всего служат вечнозелёные растения, они интересны круглый год и могут быть вполне нетребовательными в уходе. Есть даже мнение, что именно этот стиль более всего подходит для маленьких, аккуратных городских садиков, которые часто украшают современные дома.
Традиционный формальный сад от любого другого отличается чёткими геометрическими формами. Для него типичны ровные линии и прямые углы, куда могут вписываться кривые в виде полукружий или четверти круга. Другие же геометрические фигуры могут быть использованы только в том случае, если будут симметрично повторяться.
В таком саду ничто не может быть свободной формы, абстрактным или беспорядочным. Архитектурные элементы должны быть хорошего качества и классической формы, материалы, из которых они сделаны, тоже не должны отходить от канонов. Это же правило распространяется на мебель и аксессуары. Живая изгородь из вечнозелёных растений должна обладать мелкой листвой, которые подстригаются в один уровень, имитируя стену, или формируются фигурно.
Формальный сад очень сложно устроить на склоне, поэтому если ваш участок не плоский, хорошенько продумайте ландшафтную архитектуру и лишь потом приступайте к генеральному плану формального сада.
Симметричные террасы, лестницы и тропинки будут скорее всего потрясающей красоты, когда вы их закончите, главное, чтобы вы были готовы к тому, что вас ждёт, а именно  баснословные траты и разруху, неизбежные при создании такого сада. Даже если вам не придется перемещать почву, точность, выверенность и аккуратность, свойственные формальному саду, потребуют от вас самого пристального внимания ко всем мельчайшим деталям и процессу в целом, начиная с этапа планирования, разбивки и завершая выверкой уровня всей поверхности, чтобы она вся была ровной и гладкой, углы прямыми, а все объекты стояли на своих местах. И это все ещё до того, как начнётся посадка растений.
Подумайте об обслуживании формального сада перед тем, как начнёте его устраивать. В саду, где царят идеально ровные, ухоженные поверхности и чистые линии, станет заметна любая, даже малейшая ваша оплошность. Газоны должны быть безукоризненны, гравий тщательнейшим образом выровнен, живая изгородь и другие растения, подлежащие фигурной стрижке, — своевременно и аккуратно подстрижены.
Многим вряд ли захочется сделать свой сад исключительно формальным, но что бы вы ни делали, не отказывайтесь от идеи формального сада полностью. Он же прекрасное обрамление для неформальности. Вы можете объединить формальные и неформальные зоны, играя на контрастах и настроениях. Формальная часть будет прекрасно смотреться рядом с домом, а неформальная — на расстоянии от него. Знаменитый дизайнер Гертруда Джекилл любила сажать неформальные растения внутри формальной структуры, часто работая в партнёрстве с архитектором сэром Эдвином Лаченсом. Вместе они создавали сады, которые стали классикой.
Вам совершенно не обязательно становиться владельцем огромного или роскошного сада, чтобы применить их идеи. Например, цветовая гармония в посадках Джекилл может быть адаптирована и к маленьким садикам или даже применена к одному бордюру.
Сады, которые готовят для выставок, часто сочетают свободные, романтические посадки и очень чётко структурированную ландшафтную планировку. Можно перенять множество идей, с помощью которых дизайнеры обыгрывают эти принципы. При всём разнообразии эти идеи объединяет одно: формальные элементы, такие как симметричные дорожки и лестницы, стриженые ограды и фигурные деревья, обеспечивают единство сада даже зимой. В то же самое время формы, текстура и цвета кардинально меняются из сезона в сезон, а это удовольствие нелегко получить от полностью формального сада. 

Топиари, или фигурная стрижка, никогда не выходила из моды. Фигурная стрижка интересна как тем людям, кто старается "приручить" природу, придать ей логичную форму (в виде пирамидок, спиралей и конфеток), так и всем остальным по самым разным причинам. Существует масса знаменитых и так часто запечатляемых на снимках примеров этого искусства: деревья и кустарник в форме чайников, улиток и локомотивов, даже охотников, взявших свежий след добычи.

Простой выстриженный куб, шар или конус в тщательно подобранном контейнере станет изумительным акцентом даже в самом маленьком уголке. А несколько фигур, выставленных вдоль дорожки, задают ритм всему дизайну сада.

Если вы новичок в топиарном искусстве, то вам понадобится пара хороших секаторов и маленькие острые ножницы (ножницы для стрижки овец для этой цели просто идеальны). Начинайте с простых форм и переходите к более сложным, как только вы почувствуете себя увереннее. Вы можете купить самые разнообразные проволочные формы, которые надеваются на растение и помогают вам выстригать исходную форму в начале и поддерживать её впоследствии. Обязательно хорошо подкармливайте и поливайте растения: те из них, которые постоянно подвергаются стрижке, особенно растущие в контейнерах, нуждаются в пополнении питательных веществ, чтобы не терять густой здоровой листвы.

Формальные сады широко варьируются в зависимости от культуры страны, в которой созданы,  и исторического периода (времени создания). Общим для всех формальных садов является ощущение, что человек является центром мироздания. Из-за этого симметрия и геометрия являются необходимыми элементами любого формального стиля сада, независимо от того, какой он формы и размера.
Геометрия сада обычно связана  с ключевыми мотивами архитектуры дома и с некоторыми точками по направлению к дому.
Многие сады строятся вокруг центральной оси при подъезде к лестнице, ведущей к дому или к обзорному окну дома.
Другие линии могут рассекать ось, ведущую к центральному двору, отходить фокальной точки в виде фонтана или скульптуры. Точку фокуса вы можете видеть из дома, а, находясь в самой точке фокуса, видеть дом, когда стоите или сидите тут. Это создает синергию элегантности между домом и садом, которая устанавливает чувство порядка и системы во всём ландшафте.

В основе большинства формальных садов лежит идея использования геометрических четырёхугольников.
В зависимости от размера и положения садов, их границы в целом или частей могут быть в форме идеального квадрата или прямоугольника (внутри которых - различные зоны с зелёными растениями, зоны с цветущими растениями и специальные украшения (фонтаны, скульптуры и т.п.).  
Дорожки в саду могут создаваться из камня, кирпича или гравия. Выбор материала зависит от вкуса заказчиков и культурной или исторической традиции местности, в которой этот сад проектируется.

Для того, чтобы воплотить идею формального сада у себя, садоводу нужно себя... ограничить. Большинство садоводов привыкли думать, что чем больше видов растений в саду, тем лучше. Это сильно мешает самодеятельным ландшафтным дизайнерам создать формальный сад для себя.
В формальной конструкции всё наоборот. Слишком большое количество различных видов растений выводит сад из-под контроля (даже, если будете тщательно следить за ними), он перестаёт быть формальным.
Профессиональные садовники сначала тщательно выбирают стиль для сада, а затем ограниченное количество растительного материала.
Вместо того, чтобы впихнуть в сад бесчисленное количество красивоцветущих и декоративнолиственных растений, которые захлестнут чувства и помешают восприятию сада, как гармоничного места, специалисты будут создавать повторяющиеся геометрические узоры из нескольких, немногих отобранных видов деревьев, кустарников, цветковых растений. Соединяя эти узоры вместе в спирали, круги, прямоугольники или квадраты, специалисты смогут создать почти бесконечное количество форм с небольшим количеством видов растений, которые просты в уходе.
Французский формальный сад.

Для такого сада характерны аккуратные растительные скульптуры, посадки в прямые линии,
архитектура органично вписывается в ландшафт.
Так, через строгий контроль всех используемых материалов и растений, подчёркивается доминирование человека над природой. Симметрия форм, точное планирование, длинные оси дисциплинируют и вдохновляют зрителя; возникает возвышенное чувство бесконечности.
Какой тип дома лучше всего сочетается с французским формальным садом?
Исторически сложилось так, что французские формальные сады создавались ниже террасы, с которой перед зрителем открывался вид на весь сад. Если терраса отсутствовала, сад можно было обозревать с верхней части стены или из большого окна дома.
Этот подход может быть легко перенесён на современные дома. Точкой обзора может стать балкон или то же окно, из которого хорошо видны оси сада и партеры.
Французский регулярный (формальный) парк использует дом в качестве координационного центра. Деревья высаживают вдали от дома, чтобы придать тому особое внимание. Низкие партеры и стриженные кусты высаживают  около дома.
Сад строится вокруг центральной оси, которая перпендикулярна к дому. Как правило, ось проходит от главного входа в дом в сторону условной точки горизонта или в сторону классической статуи.
Главная ось (дорожка) наиболее часто делается из гравия и обрамляется с двух сторон деревьями. Главную ось пересекают перпендикулярные оси, которые обеспечивают эстетическое равновесие сада и создают дополнительные пути для передвижения человека по саду.
Наиболее распространённые цветники - квадратные, круглые, овальные, спиралевидные. Они расположены напротив дома таким образом, чтобы служить дополнением архитектурным мотивам.
Партер около резиденции представляет собой линии стриженных кустов.
Деревья лучше высаживать только в действительно больших садах, - с целью усиления перспективы.
Вода как элемент сада здесь приветствуется. Каналы, резервуарыфонтаны, водопады придают саду не только чувственность и элегантность, но и оказывают зеркальный эффект, который помогает саду казаться больше, чем он есть на самом деле.
Какие типы украшений используются во французском формальном саду?
Чтобы ещё больше подчеркнуть тему превосходства человека над природой, используют классические скульптуры (используются мифологические сюжеты). Скульптуры, как правило, размещают в местах пересечения осей или около воды.

Партер - посадки, как правило, квадратной или прямоугольной формы, составляющие орнамент из низких стриженных кустов и цветного гравия. Иногда в партер включаются цветы. Партеры чаще всего выложены геометрическими узорами, разделяются между собой гравийными дорожками.  
Партеры создавались, чтобы любоваться ими с террасы или из окна дома. домОни были предназначены видно из выше из дома или террасой. 
Parterre de gazon делался из дёрна, в котором вырезались узоры и заполнялись щебнем

Боскет - небольшая группа деревьев, находится, как правило, на некотором расстоянии от дома; используется в качестве декоративного фона.
Аллеяпрямая дорога, обсаженная с двух сторон деревьями.
Топиари - декоративно (фигурно или геометрически) подстриженные деревья и кусты. Во французских формальных садах деревьям и кустам придавались геометрические формы.
Принципы французского сада:

- Использование строгого геометрического плана с использованием самых последних открытий перспективы и оптики.
- терраса с видом на сад, что позволяет посетителю увидеть весь сад сразуКак писал французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр в 1600 году: "Желательно, чтобы сады могли просматриваться сверху: либо со стен, либо с террас, приподнятых над партерами".
- вся растительность ограничена и необходима, чтобы продемонстрировать мастерство человека, его превосходство над природойДеревья высаживаются прямыми линиями, заботливо подстригаются, их верхушки обрезаются на заданной высоте.
- Дом служит центральной точкой сада, он в центре орнамента. Рядом с домом не высаживают деревья. Дом расположен среди низких цветников, партеров из стриженных кустарников.
- Центральная ось, или перспектива, перпендикулярна к фасаду дома. Ось проходит либо до самого горизонта (Версаль), либо до скульптуры или архитектурного сооружения (Во-ле-Виконт). Ось направлена на юг (Во-ле-Виконт, Мёдон) или на восток, запад (Тюильри, Трианон). Главная ось представляет собой газон или водный резервуар, ограниченные деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими другими перпендикулярными линиями, аллеями.
- Наиболее искусные цветники в форме квадратов, овалов, кругов или спиралей складываются в регулярный геометрический упорядоченный узор, расположеный рядом с домом. Этот узор дополненяет архитектуру дома; его видно из окон гостиных комнат дома.
- Партеры возле резиденции заполнены замысловатыми узорами, цветочными коврами, стриженным низким самшитом. Эффект усиливают цветной кирпич, гравий или песок.
- Дальше от дома сложные партеры заменяются более простыми, заполненными травой, они часто содержат фонтаны или резервуары с водой.  Здесь есть небольшие аккуратные рощицы деревьев, которые служат разделителями между формальным садом и основной массой парковых деревьев.
Водоёмы служат зеркалами, удваивающими размер дома или деревьев.
- Сад украшают скульптуры, как правило, на мифологические темы, которые либо подчёркивают, либо акцентируют перспективу. 

Декоративные цветы были относительно редки во французских садах в 17 веке, использовалось также ограниченное количество оттенков: синий, розовый, белый и лиловый. Яркие цвета (жёлтый, красный, оранжевый) появились не раньше 1730 года, когда, благодаря ботаническим открытиям, стали привозить в Европу растения со всего мира. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические тогда цветы привозили из Турции и Нидерландов
Важным декоративной особенностью сада в Версале и других садов были причудливо стриженные деревья и кустарники, располагавшиеся рядами вдоль главной оси сада и чередующиеся со статуями и вазами.
В Версале цветочные клумбы встречались только в Большом Трианоне и с северной стороны дворца. Цветы, как правило, привозились из Прованса в горшках, их замену проводили три или четыре раза в год. Дворцовые записи 1686 года свидетельствуют, использовалось 20050 луковиц нарцисса жонкиль, 23000 клубней цикламена и 1700 луковиц лилий.

Большинство деревьев в Версале были взяты из леса; это граб, вяз, липа, бук. Были также каштаны из Турции и акации. Большие деревья выкапывались из лесов в Компьене и Артуа и высаживались в Версале. Многие погибали после посадки, поэтому приходилось регулярно их заменять.
Деревья в парке стриглись в горизонтальной плоскости, чтобы придать им нужную геометрическую форму. Только в 18 веке деревьям разрешили расти свободно.
Первые оранжереи появились во Франции в 16 веке, как только в культуру стали вводить апельсиновые деревья. ранжерея Версаля имеет двойные стены толщиной пять метров, зимой здесь температура сохраняется на уровне +5+8С. И сегодня эта оранжерея может дать приют 1055 деревьев. 

Английский формальный сад.


Стиль появился в Англии в 18 веке. Это идеализированный взгляд на природу. Источником вдохновения была панорамная пейзажная живопись того времени. Сады - эстетический эквивалент природных рощ, озёр, лужаек и пасторальных видов.
В самом центре сада находится фокусная точка.
Английский формальный сад строится вокруг центральной  разделительной линии. Растительные материалы и неорганические формы с любой стороны этой линии сбалансированы и дают чувство симметрии и порядка. Элементы сада расположены во взаимосвязанных геометрических фигурах. Это могут быть квадраты, треугольники или прямоугольники.  
Что используется в качестве фокусной точки? Самые разнообразные элементы. Исключением является скульптураАнглийский парк чуть менее формален, чем французские и итальянские формальные сады, и не использует скульптуру в качестве фокусной точки. Зато часто для этого применяют топиари. Правда, стриженные кусты это ещё и вертикали в саду. Ещё в качестве фокусной точки применяют воду (водоём). В некоторых английских садах фокусом является пышная цветочная клумба. Фокусная точка располагается в самом центре сада.
Вьющиеся растения часто используются для укрытия заборов; в качестве границ применяют зелёные живые изгороди.
Кустарники и деревья широко используются в дизайне, часто они как бы нависают над цветниками и дорожками. Это создаёт ощущение расслабленной формальности сада.
Травянистые растения - очень популярный элемент такого сада. Обычными видами являются аквилегия, астра, гвоздика, василёк, рудбекия.
Неорганические формы встречаются в трёх основных местах: центральная разделительная линия, фокусная точка (если в её качестве выбран неорганический элемент) и в ограде (или  в стенах). Каменные стены призваны оградить частную жизнь хозяев от посторонних взглядов. Они являлись необходимым элементом в традиционных садах эпохи Тюдоров.
Центральная дорожка делалась, как правило, или из красного кирпича, или гравия,  и обсаживалась небольшими деревьями или кустарниками. Создавалось ощущение свободной формальности опрятного сада.
В больших английских садах могли использовать фигурную стрижку кустов, из них делали подобие беседок и пергол. Они были необходимы для создания затенённой области, куда можно было поставить скамеечку.
"Итальянский сад не существует для своих цветов; его цветы существуют для него ... ». 
Этой поговоркой начинает свою книгу "Итальянские виллы и их сады" (Italian Villas and Their Gardens) Уортон (Wharton). Книга написана ею ещё в 1904 году.
Итальянский сад.
Принципы и особенности итальянского сада сформировались в эпоху Ренессанса, намного раньше появления французских и английских стилей в ландшафтном дизайне. Несмотря на значительные отличия климата Италии и России, многие идеи итальянского садового искусства хорошо приспосабливаются к нашим условиям.
Сад в итальянском стиле по аналогии с французским садом имеет регулярную планировку, но имеет ступенчатое расположение на сложном холмистом рельефе. Если в вашем саду перепад высот не велик, то рельеф можно немного оживить искусственными террасами и стенками. Подпорные стенки очень удобно складывать из камня, ведь именно камень является отличительной особенностью сада в итальянском стиле. Камня должно быть в изобилии. Из камней ещё в средневековой Италии возводили замки, выполнялась ограда и различные элементы малой архитектурной формы, например, пандусы, лестницы, фонтаны, гроты, парапеты, каскады, балюстрады. Каменными были и статуи, скамьи, вазоны. Камнем можно вымостить садовые дорожки, площадки, аллеи.
Для итальянского сада большое значение имеет цвет. Здесь должны преобладать тёмно-зелёные оттенки вечнозелёных растений, таких как самшит, пинии, лавр. Они прекрасно сочетаются с разнообразными цветами камней, от бежевого до золотисто-розового и серого. Если ещё в композицию добавить цвет стволов кустарников и деревьев, небольшие вкрапления зелёного других оттенков, получим гармоничную картину. Очень часто можно встретить приятный серебристый оттенок, который бывает у листвы оливкового дерева. Всё это можно немного разнообразить яркими пятнами цветущих растений, любимые нами розы, магнолии, миндаль и рододендроны придадут саду особый аромат. Цитрусовые итальянцами принято выращивать в кадках. Кадки создают дополнительную защиту растению и создают удобства при переносе деревьев в помещение на зимний период. Стильный серебристый оттенок саду можно придать при помощи такого растения как лох серебристый. 
Топиарное искусство используется и в итальянском, и во французском саду. Но художественное формирование крон в Италии было введено намного раньше, первые упоминания находят уже в древнеримских письменах. В условиях российского климата фигурную стрижку можно использовать в полной мере. Стрижку хорошо переносят быстрорастущие лиственные и хвойные деревья и кустарники. Например, ель, туя, дёрен, барбарис и другие растения.  
Итальянским садам характерен значительный масштаб. Впрочем, большой размах вполне можно передать даже на сравнительно небольшом садовом участке. 
Итак, итальянский сад чаще всего располагается на сложном рельефе. Если в саду недостаточно перепадов высот, то ландшафт искусственно дополняют насыпной террасой и подпорными стенками, которые облицованы камнем, а также могут быть украшены скульптурой, нишей, либо дополнены балюстрадой. Использование богато украшенных лестниц (они включены в осевую композицию, тонко подчёркивают архитектуру дома, а ещё направляют движение) и пандусов позволит связать между собой террасы.  
Вьющиеся растения, такие как розы, виноград и плющи, применяются в перголах.
Яркие цветы, напротив, очень сдержанно используются в оформлении: размещение их должно быть продуманным и чётко спланированным.
Цветы в итальянском саду не должны быть кричащих оттенков, потому выбираются белые и пастельные оттенки, которые дополнят общую картину. Также отлично впишутся растения с голубоватыми, светло-сиреневыми и розовыми соцветиями.  Этим условиям отвечают белые люпины, ясенец, анемоны, лилии, любые сорта роз всех оттенков белого, кремового и нежно-розового, пионы, ирисы и любые другие растения с немахровыми соцветиями.
Основные принципы планировки итальянского сада:
  1. Как правило, сад расположен на террасированном склоне.
  2. На вершине, у подножия или в середине размещается дом. Вся композиционная ось сада ориентируется на его доминанту.
  3. Сад имеет осевое построение. Главная продольная ось проходит поперёк террас, а поперечные оси направлены перпендикулярно ей.
  4. Основную часть сада занимают насаждения в боскетах, которые дают тень, обрамляют внутренние узлы и перспективы и тонко акцентируют внимание на элементах декора.
  5. Размещение партерных газонов в основном идёт по главной оси сада. В зависимости от рельефа, они разбиваются непосредственно перед домом или у подножия склона. Газоны как бы продолжают дом, оформляются арабесками или цветниками, украшаются фонтанами и скульптурой. На партере можно устроить беседку, трельяж или перголу.
  6. Плоская часть сада в основном замыкается каменной стеной в виде полукруга и заканчивается откосом, который оформлен ступенями. Эта архитектурная форма называется амфитеатром. Каменные стены украшают нишы со скульптурой и завершаются балюстрадой.
  7. В каждом саду есть изолированный участок сада, предназначенный для отдыха.
Перед фасадом здания,  так же как и во французских садах, разбивается партер - плоский сад, с симметричными клумбами или фонтанами.
В итальянских садах появляется новый приём - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди.
Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью. Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
Зелёные массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозелёных деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелёными стрижеными стенами. Из листопадных использовали вяз, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис.

Для России вместо итальянской сосны - сосна веймутова, вместо самшита - барбарисы или спирея японская, вместо кипарисов - туи или колоновидные можжевельники.
С ролью живой изгороди с легкостью справятся кизильник блестящий или вяз мелколистный.
По бордюрам можно посадить альпийскую смородину. А характерную для Италии пышную цветущую зелень может заменить древовидная или метельчатая гортензия. Также отлично впишется и очиток видный с его соцветиями нежной зелени.

Идеальным, для итальянского сада является солнечный участок склона.
Сад в итальянском стиле весь пронизан эмоциями. Он чувственно насыщен, и вместе с тем сдержан и монохромен.
Зеркальная гладь воды, мрамор, светлый камень, которым вымощены дорожки, зелёные растения и изысканные цветы, сложные цветовые сочетания - так создаётся настроение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий